1prof.by — информационный портал федерации профсоюзов Беларуси
поиск
Белорусский профессиональный союз работников энергетики, газовой и топливной промышленности
Членская организация Федерации профсоюзов Беларуси Телефон: +375 (17) 218-24-46
Электронные обращения граждан и юрлиц

Вопрос-Ответ

1. ВОПРОС: Правомерно ли предоставление работнику отцу воспитывающему троих детей в полной семье свободного дня в неделю в соответствии с частью второй статьи 265 Трудового кодекса республики Беларусь, если в отношении его вынесено определение суда о судебном приказе о взыскании алиментов?

Ответ: В соответствии с частью второй статьи 265 Трудового кодекса Республики Беларусь матери (мачехе) или отцу (отчиму), опекуну (попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо троих и более детей в возрасте до шестнадцати лет, по ее (его) письменному заявлению предоставляется один дополнительный свободный от работы день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка (далее — свободный день в неделю) в порядке и на условиях, определяемых республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику в области труда.

Порядок и условия предоставления свободного дня в неделю регулируются Инструкцией о порядке и условиях предоставления одного дополнительного свободного от работы дня в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11.06.2014 № 34 «О порядке и условиях предоставления дополнительных свободных от работы дней» (далее — Инструкция).

Абзацем четвертым части первой пункта 2 Инструкции определено, что свободный день в неделю предоставляется работнику, если другой родитель мать (мачеха), отец (отчим) в полной семье является занятым. То есть при рассмотрении права на свободный день в неделю определяется состав семьи, в данном случае семья должна быть полной и учитываться оба родителя.

В примечании к пункту 7 Инструкции уточняется, что категория неполной семьи и документы, подтверждающие категорию неполной семьи, определяются в соответствии с пунктом 5 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2013 г. № 569 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», абзац четвертый части первой которого гласит, что если брак не расторгнут, но в отношении супруга (супруги) вынесено решение суда, определение о судебном приказе о взыскании алиментов на детей (на всех детей, воспитываемых в такой семье), семья относится к категории неполной.
Таким образом, если работник состоит в браке, но в отношении его вынесено определение суда о судебном приказе о взыскании алиментов семья относится законодательством к категории неполной, следовательно, отец троих детей, обязанный уплачивать алименты, в составе семьи не учитывается и права на свободный день в неделю не имеет.

2. ВОПРОС: Начальник отдела ушел в отпуск. В приказе вторым пунктом указано, что его будет замещать специалист I категории на время отпуска. Начальник отдела заболевает. Следовательно, отпуск продлевается. Как документально продлить замещение на время болезни?

Ответ: В приказе о временном заместительстве кроме периода времени в течение которого работник будет исполнять обязанности замещаемого работника определен также срок исполнения этих обязанностей в календарных днях (даты начала и окончания трудового отпуска). Поскольку временная нетрудоспособность начальника отдела наступила во время нахождения его в трудовом отпуске, он, согласно статье 171 ТК, продлевается на соответствующее число календарных дней либо по желанию работника неиспользованная часть отпуска может быть перенесена на другой согласованный с нанимателем срок текущего рабочего года. В первом случае, а также в случае временной нетрудоспособности работника, срок которой превысит дату окончания срока трудового отпуска, может возникнуть производственная необходимость в продолжении временного исполнения специалистом I категории обязанностей начальника отдела. В таком случае следует внести соответствующие изменения во второй пункт изданного ранее приказа нанимателя, возложив исполнение обязанностей замещаемого работника на период его трудового отпуска и временной нетрудоспособности. Фактический выход на работу начальника отдела будет отражен в табеле учета использования рабочего времени.

3. ВОПРОС: Обязан ли наниматель включать многодетную семью в отдельные списки учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы, для улучшения жилищных условий в первоочередном порядке?

Ответ: Согласно части первой пункта 18 Положения об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2013 г. № 563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений» (далее – Положение), учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется путем ведения общего списка.

Пунктом 22 Положения определено, что граждане, у которых право на предоставление жилого помещения социального пользования либо на внеочередное или первоочередное предоставление им жилых помещений возникло в период их нахождения на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в отдельный список учета со дня подачи заявления и представления документов, подтверждающих такое право.

Однако, многодетная семья не отнесена Положением к категории граждан, которые включаются в отдельные списки учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, для указанной категории граждан также не предусмотрено право на внеочередное или первоочередное предоставление жилого помещения.

В тоже время, согласно пункту 9 Указа Президента Республики Беларусь от  6  января  2012 г.  № 13  «О  некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении  жилых  помещений»  (далее – Указ № 13),  районные,  городские исполнительные и распорядительные органы, местные администрации должны, в частности, обеспечивать:
       ведение отдельных списков многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на внеочередное получение льготных кредитов или одноразовых субсидий с выделением в отдельный список многодетных семей, имеющих четверых и более несовершеннолетних детей;
       включение многодетных семей в члены организации застройщиков (заключение договора создания объекта долевого строительства) в установленном порядке в течение года со дня подачи многодетными семьями заявлений с необходимыми документами, в том числе в первоочередном порядке многодетных семей, имеющих четверых и более несовершеннолетних детей.

Кроме того, согласно части второй пункта 2 статьи 182 Жилищного кодекса Республики Беларусь при определении состава членов формируемой организации застройщиков государственной организацией, хозяйственным обществом вне очереди удовлетворяются заявления граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с очередностью постановки их на такой учет, если они имеют в соответствии с законодательными актами право на внеочередное получение льготных кредитов на строительство, реконструкцию, приобретение жилых помещений.

Многодетная семья в соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 Указа № 13 обладает таким правом, на основании чего организации, в которых работают работники, на иждивении и воспитании которых находятся трое и более детей, обязаны будут включать их в состав формируемой организации застройщиков вне очереди.

Пунктом 3.55 Тарифного соглашения между Министерством энергетики  Республики Беларусь, Белорусским профессиональным союзом работников энергетики, электротехнической и топливной промышленности и Государственным производственным объединением электроэнергетики «Белэнерго» на 2013 – 2016 годы (далее – Тарифное соглашение), предусмотрено только осуществление учета нуждающихся в улучшении жилищных условий работников (бывших работников, за которыми сохраняется право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту    работы),    а    также   учет    работников,    нуждающихся   в получении общежития. Отдельные списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в организациях электроэнергетики отсутствуют.

4. ВОПРОС: Проходит ли как-то «по кадрам» работа сотрудника по договору подряда?

Ответ: Законодательство о труде не предусматривает определения и не связывает возникновение трудовых отношений между работником и нанимателем на основании договора подряда. Данный вид правоотношений между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, предоставляющими работу гражданам по гражданско-правовым договорам, регулируются гражданским законодательством, в частности главой 37 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Кроме того, статья 6 ТК гласит, что обязательства, возникающие на основе договоров, предусмотренных гражданским законодательством, не подпадают под действие Трудового кодекса. На лиц, выполняющих работу по гражданско-правовым договорам, трудовые книжки не заполняются. При наличии трудовой книжки записи о работе по гражданско-правовым договорам в них не вносятся (часть 2 пункта 5 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников).

В связи с этим в кадровом делопроизводстве данные правоотношения не отражаются. Необходимо также отметить, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, предоставляющие работу гражданам по гражданско-правовым договорам, обязаны заключать такие договоры с учетом норм Указа Президента Республики Беларусь от 6 июля 2005 г. № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам».

5. ВОПРОС: Если вносятся изменения в должностные инструкции работников, нужно ли их предупреждать за месяц? Является ли это существенными условиями труда?

Ответ: Согласно пункту 3 части второй статьи 19 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) к трудовой функции работника относится работа по одной или нескольким профессиям, специальностям, должностям с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией.

Часть первая статьи 32 ТК гласит, что в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами наниматель имеет право в порядке, предусмотренном статьей, изменить существенные условия труда работника при продолжении им работы по той же специальности, квалификации или должности, определенных в трудовом договоре.

Частью второй данной статьи определено, какие условия труда могут быть признаны существенными, данный перечень не является исчерпывающим.

Если предполагаемое внесение изменений в должностные инструкции работников не вызвано производственными, организационными или экономическими причинами, которые наниматель в свою очередь обязан обосновать, а происходит лишь изменение или уточнение технических терминов, формулировок и понятий, данные изменения не будут признаваться существенными изменениями труда. Однако если вносимые изменения влекут увеличение объема работ, совмещение профессий в связи с перераспределением обязанностей работников внутри структурного подразделения, то такое возложение обязанностей является изменением существенных условий труда, поэтому согласно статье 32 ТК работника следует предупредить о таком изменении не менее чем за один месяц в письменной форме. Если наряду с изменением существенных условий труда должностной инструкцией изменяется трудовая функция, нанимателю следует получить на это согласие работника и выполнить другие требования предусмотренные статьей 30 ТК.

6. ВОПРОС: Можно ли привлечь работника к работе в день, являющийся рабочим в организации на основании постановления Совета министров «О переносе рабочих дней», если в перенесенный рабочий день работник находился в трудовом отпуске?

Ответ: В соответствии с пунктом 4 Правил планирования и учета рабочего времени работников в связи с переносом Советом Министров Республики Беларусь отдельных рабочих дней, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 25.06.2001 № 75 «Об утверждении Правил планирования и учета рабочего времени работников в связи с переносом Советом Министров Республики Беларусь отдельных рабочих дней», при планировании и учете рабочего времени в связи с переносом рабочих дней следует иметь в виду, что Советом Министров Республики Беларусь осуществляется перенос рабочего дня на выходной день, приходящийся на субботу, при пятидневной рабочей неделе. При этом, если по различным объективным причинам (отпуск, болезнь, выполнение государственных или общественных обязанностей, другие случаи, предусмотренные законодательством) перенесенный рабочий день для конкретного работника не мог быть рабочим, то на него такой перенос не распространяется.